Развитие воображения детей младшего школьного возраста

logo imagination children

Младший школьный возраст психологи выделяют как сензитивный, то есть наиболее благоприятный для развития воображения и образного мышления. Проблеме воображения и развитию его различных видов (репродуктивного, творческого, продуктивного, художественного и др.) посвящены исследования философов, психологов, педагогов: Е.Я. Басина, И.В. Живоглядовой, Е.И. Игнатьева, Л.Т. Охитиной, Н.В. Пьянковой, Л.В. Сметаниной и др. Однако в их работах не уделяется достаточно внимания вопросу развития воображения учащихся на уроках чтения в начальной школе.

Рационально и систематически проведенная работа над текстом не только положительно влияет на качество знаний учащихся, повышает уровень их литературного образования, но также может способствовать развитию воображения.

Development of the imagination

Развитие творческих способностей детей младшего возраста.

Одним из важных средств развития воображения является чтение. В мировой практике чтение считается основной формой усвоения разнообразной содержательной и эмоциональной информации, особым средством умственного и духовного развития личности.

Лучше всего этому способствуют тексты художественной литературы. Поэтому в содержание обучения литературного чтения вводятся от 80 до 90% именно художественных текстов. Чтение текстов художественной литературы – это особый вид познания действительности.

Ученик воспринимает предметы, объекты, явления, события не реального мира, а действительность, созданную фантазией, воображением художника (поэта, прозаика). Узнавая явления, факты, людей из художественного произведения, читатель одновременно учится видеть и отношение самого писателя ко всему описываему.

Ребенок постепенно должен постичь то, что писатель из жизни выбирает для изображения те явления, события, поступки, которые наиболее соответствуют его эстетическим идеалам, взглядам, пониманию. А это требует специфики работы над художественными текстами.

Специфика обработки текстов художественной литературы должна строиться так, чтобы ученики учились видеть в одном явлении различные аспекты события, находить и понимать причины отношения автора к описываемому и выражать свое отношение, свое понимание, сопоставлять его с авторским, находить общее и отличное. Содержание и форма литературного текста влияют на каждую личность по-разному.

В отдельных случаях восприятие может быть неадекватно содержанию художественного произведения. Это объясняется спецификой художественной литературы – различными слоями ее содержания, особенностями художественного образа, психическим складом читателя, уровнем его развития.

У младшего школьника еще нет понимания художественного образа как единства конкретного и общего. Он интуитивно на основе различного рода ассоциаций, постоянного сближения, сопоставления своего жизненного опыта, своих представлений, чувств воспринимает изображенное в произведении.


Видео: Как способствовать развитию ВООБРАЖЕНИЯ у детей.


Видео: Развитие памяти у детей младшего школьного возраста: урок 1.

В связи с этим младшим школьникам полезно для развития воображения не только читать и анализировать художественные тексты, но и изменять их содержание, самим придумывать продолжение или догадываться что было в начале и т.п. В этом помогут разнообразные творческие задания.

Например, характеристика персонажа художественного текста (модель «Создай паспорт» – краткое описание персонажа по заданному алгоритму); сочинение недостающих частей художественного текста (начало, концовка, эпизод), сочинение художественного текста на заданную тему (на основе типовых приёмов фантазирования в методике ТРИЗ, алгоритма анализа творческой задачи).

Тип статьи: 

Женщина Дети Воспитание Родители