Решаясь продать бизнес, можно испытать колоссальный стресс. Это достаточно сложный вопрос. С чем может быть связано принятие такого решения?
В первую очередь – усталость, желание поменять род занятий или оптимизация бизнеса. Возможно, открылись перспективы в другой сфере деятельности.
Другой причиной может стать возможность получить хорошую прибыль от продажи компании в то время, когда она достигла высокого уровня доходности.
Как не ошибиться при покупке бизнеса.
А могут и измениться жизненные обстоятельства. Например, владелец бизнеса выходит на пенсию или собирается переехать в другой город.
Как вариант, желание о продаже может появиться, если у компании не очень хорошее положение на рынке. А продав бизнес можно получить за нее денежные средства.
Бизнес, который продается, должен существовать длительное время. Он должен быть известен на рынке, и иметь постоянных клиентов.
Если бизнес вышел на самоокупаемость, это не значит, что его можно продавать. Должно пройти хотя бы три-четыре года с момента его открытия. При этом необходимо иметь доказательства. Это могут быть управленческие балансы, отчёты о движении средств, прибылях и убытках.
Желательно, чтобы «финансовая история» была длинной, а главное подтвержденной документально. Тогда можно будет проследить положительную тенденцию для будущего инвестора.
Проводя анализ финансового состояния компании, владелец может определить, когда следует продавать компанию. Например, если число клиентов не увеличивается на протяжении уже нескольких месяцев, а реклама не приносит результата, то, возможно, что компания вышла на начальный период стагнации. Тогда для нового витка роста потребуются новые идеи, а также дополнительные инвестиции. Это вполне сможет сделать новый хозяин.
Если владелец хочет продать свой бизнес, он должен знать, сколько стоит его компания на текущий момент. К сожалению, большинство продавцов не имеет об этом представления.
Исходить из того, сколько было вложено денег или сколько продавец хочет получить – это не верно. Здесь нужно учитывать конъюнктуру рынка, сроки окупаемости и текущее положение дел в бизнесе.
Для расчета стоимости бизнеса есть множество формул. При этом оценка бизнеса производится только при существующем использовании. То есть следует полагать, что новый хозяин сможет получать доход, который компания дает сейчас, не внося кардинальные изменения в структуру организации, управление и не затрачивая средств.