Данная статья не о том, как организовать офис в квартире, а о юридических тонкостях этого вопроса. Что нужно решить перед тем, как клеить обои и покупать офисную мебель. Что говорит закон об офисах в квартире?
Все больше офисных тружеников стремятся перебраться из офисов в собственные квартиры. Обустраивают рабочее место для экономии времени и денег на проезд, а также для более продуктивной работы без толчеи сотрудников.
Однако насколько законно устраивать офис в жилом помещении? Какие юридические проблемы могут возникнуть, если «настучат» соседи?
Перевод жилого помещения в нежилое: офис, магазин.
По закону в жилых помещениях можно заниматься профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельностью, но не производственной. То есть адвокаты и нотариус вполне могут выделить в свей квартире комнату под частные консультации. Как и фрилансеры.
В этом случае у вас должно быть разрешение на это от всех совершеннолетних лиц, проживающих и/или прописанных в этой квартире. Если квартира съемная, то необходимо так же разрешение владельца квартиры. Будет лучше, если разрешение будет оформлено письменно, а то вдруг передумает под давлением соседей или других факторов.
Однако это хорошо, если квартиры на первом этаже и постоянный топот ног посетителей ни кому не мешает. Да и частые посетители в общем подъезде могут раздражать соседей. Особенно если, стоя у вашей двери, они мешают проезду детских колясок и инвалидных. Либо посетители устраивают «курилку» в подъезде и сильно мусорят, шумят.
Если ваша квартира имеет статус не жилого помещения, а апартаментов, то все юридически еще проще – разрешения брать ни у кого не надо. Однако существуют прецеденты, когда суд постановил запретить офисную деятельность, так как апартаменты предназначены для проживания. И хоть и имеют статус нежилых, но относятся скорее к гостиницам, чем к офисам.
Поэтому, обустраивая офис в квартире или апартаментах, необходимо предусмотреть вероятность того, что вы можете мешать соседям. Лучше всего выбирать для этого отдельную квартиру на первом этаже и обустраивать отдельный вход не через подъезд. Хоть это и затратно.
Если же вы не можете сменить уже существующую квартиру или снять новую под офис, то необходимо постараться уменьшить поток клиентов, работая через интернет. Сейчас есть масса возможностей для этого. Это и видеосвязь через скайп и прочие месенджеры. И пересылка документов напрямую по электронной почте или через файл обменники. А встречи с большим коллективом сотрудников или клиентов организовывать не в квартире, а в ближайшем к дому кафе.